/

Новости и пресса

03 апреля 2023 Петербургский дневник. Владимир Федосеев: Японцы плакали, слушая нашу музыку
Петербургский дневник. Владимир Федосеев: Японцы плакали, слушая нашу музыку

Главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского – о Рахманинове 
и его творениях

Петербург – это моя первая родина. Это мой родной город. Здесь я вместе 
со своей семьей пережил страшную блокаду. Здесь учился. Здесь, 
в Ленинградской филармонии, начинал карьеру симфонического дирижера. 
И считаю Евгения Мравинского своим отцом в творчестве.

Он первый дал мне свой оркестр и доверил исполнять Четвертую симфонию Чайковского в то время, когда это было очень трудно. И любое возвращение сюда – моя благодарность городу и людям, которые так много для меня сделали.

На петербургском фестивале, посвященном юбилею Рахманинова, я сыграл его последнее сочинение – «Симфонические танцы», написанные им за три года до смерти. А приехал я на фестиваль прямо из Японии.

Было трудно. Один перелет занял больше 20 часов. А еще была серия концертов с симфоническим оркестром NHK. Представьте: я в пяти городах Японии играл концерт Рахманинова и Пятую симфонию Чайковского – 
и везде полные залы, на выступления не попасть.

Мы с японцами очень разные. Но когда мы исполняли Чайковского 
и Рахманинова, казалось, что у нас одна общая душа. Японцы воспринимают этих композиторов как нечто сверхъестественное. Они плачут, когда слушают их сочинения, бегут за машиной, на которой мы приехали, – так они влюблены в нашу музыку.

Для меня Сергей Рахманинов – не просто русский композитор, сверходаренный природой. Он просто бог. Истинно русский композитор, который через свою музыку всю жизнь тосковал и плакал по России, так как вынужден был ее покинуть. Сама его музыка – это Россия. Поэтому мы так любим его произведения.

После выступления в Филармонии я поеду на Международный музыкальный фестиваль имени Сергея Рахманинова в Тамбов, где дам концерт 
при участии замечательного пианиста Николая Луганского. Считаю, 
что по-настоящему сочинения Сергея Рахманинова может исполнять только русский музыкант.

Я думаю, дело в том, что в его музыке слышится плач по родине. 
Через трагедию, через боль она ведет нас к чему-то просветленному 
и радостному. Для меня это так.