/

Новости и пресса

01 марта 2023 Музыкальные сезоны: «Дубайская сказка Владимира Федосеева»
Музыкальные сезоны: «Дубайская сказка Владимира Федосеева»

Текст: Виктор Александров

Прославленный коллектив, известный во всем мире Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением народного артиста СССР Владимира Федосеева впервые приехал с концертами 
в Объединенные Арабские Эмираты. Выступления музыкантов прошли 
в Дубайском оперном театре. В программе гастролей прозвучали произведения Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова и Ф. Листа.

Выступления маэстро Владимира Федосеева и его коллектива долго ждали 
в Эмиратах. В странах Ближнего Востока БСО им. Чайковского редко когда удавалось играть концерты, между тем интерес и любопытство к этому экзотичному региону артисты всегда сохраняли и не теряли надежды выступить там. Зимой в Арабских Эмиратах самая чудесная пора, когда солнце не так беспощадно печет, а воздух становится не таким раскаленным, как в летний период. Знакомство с этим краем осталось 
для Владимира Федосеева очень благотворным. Маэстро действительно был покорен жизнью и традициями арабского мира: «Раньше я представить себе не мог, какая это страна, как здесь живут люди. О том, что это многонациональное государство мы знали, но какие идеальные условия 
для жизни здесь созданы, невероятная работоспособность, отношение к нам удивительное».

Вместе с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского в Дубайской опере выступили талантливые молодые музыканты – аспирантка Московской Государственной консерватории им. Чайковского Дали Гуцериева и её брат, ученик 11 класса Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Адам Гуцериев.

Владимир Федосеев: «Мы совсем недавно познакомились с ними 
на гастролях в Армении. Молодежь действительно сейчас нуждается 
в выступлениях с крупными симфоническими коллективами. У этих ребят есть блестящий творческий потенциал, который необходимо развивать. Они очень любят музыку, живут ею, поэтому решили пригласить их сюда вместе 
с нами для участия в концертах. Адам и Дали – воспитанники русской школы, от которой они заимствовали в свою игру всё самое лучшее, опять же, благодаря нашим педагогам».

Пожалуй, лучшего произведения с его пряной экзотикой, национальным мелосом и восточной негой, чем «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова для гастролей в Арабских Эмиратах, и не пожелаешь! В первом вечере наряду с Фортепианным концертом № 1 Ференца Листа (солист - Адам Гуцериев) прозвучала именно эта оркестровая сюита Римского-Корсакова, вдохновлённая арабскими сказками из сборника «1001 ночь». Мягкое и рафинированное звучание Большого симфонического оркестра 
им. Чайковского отличалось неторопливым повествованием, свойственным музыкальному рассказу. Владимир Федосеев вел искренний 
и непринужденный диалог со своим любимым коллективом, погружая публику Дубайской оперы в атмосферу восточной неги и упоения волшебной музыки Н. А. Римского-Корсакова. Экспрессия и натиск музыкальных тем 
и красок Первого фортепианного концерта Ференца Листа добавили заметный контраст. Яркие пассажи и каскады созвучий рояля соседствовали с равноправным аккомпанементом оркестра, выступившего чутким партнером Адама Гуцериева. Владимир Иванович предоставил удивительную и даже в чем-то импровизационную свободу молодому пианисту, возможность выразить себя и находиться на одной музыкальной волне вместе с оркестром. Ожидаемый художественный результат 
не заставил себя долго ждать. Публика устроила артистам теплый прием. Следующий концерт был целиком посвящён сочинениям Петра Ильича Чайковского. Без музыки русского гения маэстро Владимир Федосеев 
не мыслит своего творчества: «Как бы нам не запрещали играть Чайковского, он всё равно звучит во всём мире. Люди просто не могут жить без его великой музыки, потому что выражения таких чистых и искренних чувств ни в коем случае нельзя терять. Политика идёт мимо нас 
и не препятствует нам. Мы заняты совершенно другим делом, направленным на сохранение великих русских музыкальных традиций».

Пятая симфония Чайковского, как и прозвучавший вслед за ней ожидаемый бис – «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро», ещё раз подтвердили всенародную любовь и взаимное уважение Владимира Федосеева 
и музыкантов его оркестра к музыке Петра Ильича. Исполненные в этой же программе «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром Чайковского открыли перед слушателями новые горизонты восприятия музыки русского гения. Волнительная и в то же время сокровенная игра Дали Гуцериевой произвела на слушателей неизгладимое впечатление, благодаря музыкальной драматургии произведения. В каждой из вариаций цикла сокрыт тончайший психологический мир оттенков и чувств, характерных для этой музыки.