
Новости культуры: БСО имени Чайковского отмечает 95-летие серией концертов
На вечере в зале «Зарядье» прозвучала Двадцатая симфония Мечислава Вайнберга, посвящённая коллективу и его художественному руководителю Владимиру Федосееву.
Большой симфонический оркестр имени Чайковского отмечает 95-летие серией концертов. На вечере в зале «Зарядье» прозвучала Двадцатая симфония Мечислава Вайнберга, посвящённая коллективу и его художественному руководителю Владимиру Федосееву. Оркестр исполнил её впервые. Лидия Алёшина делится впечатлениями.
Партитура 20 симфонии Вайнберга. Изучая это сочинение Арсентий Ткаченко обратился к рукописи композитора. На первых страницах Вайнберг на польском цитировал Малера «С Божьей помощью, возможно, мне еще удастся написать это, но я в это не верю». Эти слова в переводе на русский Арсентий Ткаченко прикрепил к партитуре симфонии, чтобы лучше чувствовать и понимать композитора.
«Когда я открыл партитуру, я долго пытался понять, о чем эта симфония. Она автобиографичная, связанная с его жизнью, с его историей, как он бежал от наступления фашистских войск, с его диагнозом, который на тот момент он переживал«, – рассказал главный дирижёр Большого симфонического оркестра им. Чайковского Арсентий Ткаченко.
Двадцатую симфонию Вайнберг завершил в июле 1988-го, за полгода до своего 70-летия. Автор музыки к фильмам «Укротительница тигров», «Летят журавли», к мультфильмам о Винни-Пухе, «Каникулы Бонифация», многое пережил. Его родители и сестра погибли в концлагере, сам Вайнберг в сентябре 1939-го бежал из Варшавы. В Ташкенте познакомился с Шостаковичем и с ним из эвакуации вернулся в Москву. Шостакович позже писал письма в защиту арестованного в 1953 году Вайнберга, но освободили композитора только после смерти Сталина.
«Эта симфония – по поводу. Она достаточно тяжелая, грустная, местами депрессивная, потому что жизнь Вайнберга была наполнена большим количествам сложностей. Наверное, это не то, что сегодня нужно играть часто, это симфония о том чтобы прийти и о чем-то задуматься«, – пояснил Арсентий Ткаченко.
Вайнберг посвятил сочинение Владимиру Федосееву и Большому симфоническому оркестру Центрального телевидения и Всесоюзного радио, ныне БСО имени Чайковского – музыкантам, не раз представлявшим премьеры симфонических партитур композитора.
«Это композитор с очень тяжелой судьбой. И это, безусловно, отразилось на его музыке. Она повествует нам и о жизненном пути, и о становлении личности, и об окончании жизненного пути. То есть эта музыка полна жизненных коллизий«, – отметил скрипач Василий Перваков.
Дирижер Арсентий Ткаченко обнаружил две записи 20-й симфонии в исполнении зарубежных коллективов. Нет ни одного упоминания, что это сочинение когда либо звучало в России. Если за эти 37 лет с момента создания симфонии не было региональных оркестров, которые бы исполнили Двадцатую симфонию Вайнберга в родном городе, получается – это исполнение БСО имени Чайковского – российская премьера.