/

Новости и пресса

09 мая 2024 Владимир Федосеев выступил с БСО в День Победы в Зале Зарядье
В День Победы в Зале Зарядье в исполнении Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского под управлением народного артиста СССР Владимира Федосеева прозвучали сочинения великих русских композиторов XIX и XX веков: Вальс из балета «Спящая красавица», Русский танец из балета «Лебединое озеро», Русский танец (Трепак) из балета «Щелкунчик» Чайковского, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина, музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» и «Время, вперед!» из одноименной сюиты Свиридова.

Появление в программе произведений Свиридова не случайно: выпускник Ленинградской консерватории, Георгий Васильевич в июне 1941 года был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу, и во время войны, как и его коллеги-композиторы, писал военные песни, создавал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. А музыка Чайковского, которой открылась программа концерта, по воспоминаниям Владимира Федосеева, была им впервые по-настоящему оценена именно во время войны, когда она часто звучала из репродукторов.

Владимира Ивановича Федосеева, пережившего в детстве блокаду, война коснулась напрямую. «У меня до сих пор всё это перед глазами, — рассказывает дирижер. — Каким образом мы выжили, трудно сказать. Бог помог… Мы жили на окраине Ленинграда — в районе Охты, и у нас там был садик, где папа разводил цветы. В этом садике мы и построили бомбоубежище. Сначала боялись и сидели в “бомбе”, но вскоре для нас разрывы снарядов уже ничего не значили. Стало безразлично. Если воет сирена, значит надо завесить шторы, чтобы не было видно света — это единственное, что мы делали. Помню, как с мамой гасили фугасные бомбы, засыпая их песком… Единственное, что у нас было — репродуктор; с утра до вечера звучала музыка Чайковского, Шостаковича… Мое первое впечатление от музыки сложилось именно тогда. Когда освободили Ладожское озеро, нашу семью со всем скарбом погрузили в машины, и мы стали под бомбежками переправляться по льду в направлении на Муром. И на первой же станции — Войбокало — нас всех погрузили в эшелон. Вещи мы поместили в товарный вагон, а сами пошли погулять — до отправления оставалось целых три часа. Тут налетели немцы и стали бомбить эшелон. Меня взрывной волной куда-то закинуло, очнулся в жутком помещении — то ли в подвале, то ли в подъезде. Вокруг лежали умершие, контуженые люди, а я один — маленький, и ни мамы, ни папы, ни сестры… Я стал бегать, кричать и в конце концов нашел всех живыми и здоровыми. К вечеру, когда мы опять обрели друг друга, стали искать вещи. Видим костер, который уже не горит, а догорает, тлеет, и в нем вся наша мебель, весь скарб… А сверху на этой обуглившейся куче стоит папин баян — невредимый! Его-то мы и взяли с собой в Муром. Это был, по-моему, 43-й год». В Муроме Владимир Федосеев начал выступать в госпиталях для раненых бойцов, играя на баяне. И это были его первые в жизни концерты…