/

Новости и пресса

19 апреля 2024 Музыкальный клондайк: В Концертном зале им. Чайковского состоялась премьера концертной программы «Свиридов. Письма к тебе…».
Музыкальный клондайк: В Концертном зале им. Чайковского состоялась премьера концертной программы «Свиридов. Письма к тебе…».

Текст: Виктор Александров

В Концертном зале им. Чайковского состоялась премьера концертной программы «Свиридов. Письма к тебе…». За дирижерским пультом Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского стоял его художественный руководитель, народный артист СССР Владимир Федосеев.

Прозвучали музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель», «Маленький триптих», избранные части из сюиты к кинофильму М. Швейцера «Время, вперед!», оркестровые фрагменты из «Весенней кантаты» и «Поэмы памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова. Актер театра и кино, народный артист России Михаил Филиппов читал фрагменты писем и дневников Свиридова, воспоминаний и писем современников композитора и других документов эпохи. Сценарий программы осуществил кандидат искусствоведения, музыковед Константин Рычков.

Для Владимира Федосеева имя Георгия Свиридова священно. 
Их знакомство произошло на заре творческой карьеры дирижера — в начале 1970-х годов, когда он возглавил БСО. «Бог дал мне возможность встретиться с Георгием Васильевичем, видеться с ним, слушать его, — рассказывает дирижер, — Это уникальная школа, так как он был человеком необыкновенных знаний, предвидений. Он стал для меня учителем жизни. Нашему оркестру удалось сыграть почти всю его музыку. Как-то я попросил его дать нам для исполнения хоть что-нибудь. Свиридов принес «Метель» 
со словами: «На, посмотри вот эту безделушку». Постепенно, в ходе репетиций, отношение Свиридова к «Метели» изменилось — таким образом, именно Владимир Федосеев открыл эту музыку не только всему миру, 
но и самому композитору. Однажды дирижер передал Георгию Васильевичу в Москве письма слушателей из Англии, восхищенных «Метелью», и сказал: «Ваша музыка- «безделушка», она растрогала англичан до слез»…

Свиридов был чужд новомодных течений и экспериментов, он писал музыку искреннюю и правдивую.

Дневной цикл концертов «Письма к тебе…» — давний и любимый публикой Москвы проект БСО и маэстро Владимира Федосеева. Монографические программы, посвященные творчеству Моцарта, Бетховена, Шостаковича 
и их эпистолярного наследия, вызвали живой и неподдельный интерес слушателей. В отличие от предыдущих концертов, где литературную основу составляли письма великих композиторов, нынешняя программа объединила в себе дневники и письма Георгия Свиридова – «летучие» записи, как 
их любил он сам называть. Его литературное наследие – неиссякаемый источник ума и вдохновения. Свиридов выступил подлинным пророком своего времени. Подобно Мусоргскому, он предвидел судьбу нашей многострадальной страны и запечатлел ее в своей гениальной музыке, которую сравнивал с «маленькой свечой «из телесного воска», горящей 
в бездонном мире преисподней». «За последнее время в искусстве вообще 
и в музыке очень много придумано нового, а главное – это как раз то, чего вообще нельзя придумать. В этом и есть откровение, душа таланта должна быть открыта ему». Встречи с Владимиром Федосеевым Георгий Васильевич тоже считал откровением.

В концерте размышления и переживания за судьбу России дополняли воспоминания современников и коллег Свиридова. Мечислав Вайнберг называл его композитором будущего, одним из титанов музыки XX столетия.

Пасторальное интермеццо «Колокола и рожки» из «Весенней кантаты» –музыкальный портрет духовной России, в этих истоках заключена основа будущего религиозного мировоззрения Свиридова. Своим девизом он считал: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться 
и мучиться». Композитор пропустил через себя все грани и направления современного ему музыкального искусства и в итоге утверждал: «Смелость 
и дерзость хороши там, где за ними стоит правда, глубина жизненных явлений (жизненная глубина), высота художественного помысла. Какой прок в том, что смело и дерзко говорятся пустые, незначительные вещи; совсем плохо, когда смело заявляет о себе неправда».