Новости и пресса
06 июня 2023 Музыкальная жизнь: Композитор вулканического темперамента
Музыкальная жизнь: Композитор вулканического темперамента
Текст: редакция журнала
«Во все времена было много композиторов. Много их и теперь. И лишь единицы из них оставались в памяти поколений своей музыкой, созданной для людей, постоянно звучащей и приносящей неизменную радость им. Таким творцом-художником стал Арам Ильич Хачатурян… Музыка его напоена мелодией, всегда пленительной, проникающей в сердце. Трудно назвать композитора, в творчестве которого таился бы такой вулканический темперамент, такой накал жизненных сил, такое яркое преклонение перед красотой человека! Могучая жизнеутверждающая сила творчества Хачатуряна – вот тот ключ, которым открывает он сердца своих слушателей». Так писал в 1979 году о своем старшем товарище дирижер Евгений Светланов, и спустя время с его словами по-прежнему соглашаешься. Впрочем, с оговорками. На поверхности осталось считанное количество сочинений композитора, чье 120-летие мы празднуем в этом году. Скрипичный концерт, два балета, Вальс из музыки к лермонтовскому «Маскараду». Все остальное редко, эпизодически попадает в поле внимания музыкантов. Сколько пианистов играло Концерт Хачатуряна, не говоря уж
о Концерте-рапсодии?..
Редакция попросила высказаться музыкантов разных поколений, поразмышлять, насколько актуально творчество, его послание
для сегодняшнего дня.
[...]
Владимир Федосеев, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени
П. И. Чайковского
Прежде чем начать разговор о музыке Хачатуряна, хочу сказать, что
я каждый день вижу его памятник рядом со своим домом. И всякий раз немного сожалею, что мне не довелось с ним поговорить. Казалось бы,
я жил, находился рядом с ним. Но я тогда был молодой, а Хачатурян – уже состоявшийся композитор. В итоге не было у нас с ним личного общения… Хотя я много знаю, слышал о нем, о его характере от тех, кто с ним общался. Он, к примеру, очень любил поесть, хотя кто из нас не любит? Любил он также людей. И конечно, любил свое творчество, выражал свою душу через мелодию.
Наверное, не случайно получилось, что я сейчас трижды сказал о любви. Ведь и музыка его, которую я и сейчас дирижирую (а у нас с БСО 6 июня концерт в «Зарядье», посвященный Хачатуряну), – это бесконечная любовь. Он в своем творчестве очень народен, проникает в такие глубины, что и нам, русским, становится в хорошем смысле слова завидно, что такая музыка существует у армянского композитора. Слава богу, что она вообще существует!
Его, кстати, трудно играть, потому что он весь выстроен на такой высоте эмоциональной нежности и глубинной принадлежности к нашему миру. Подобных композиторов мало – это великан в музыке. Дай бог, чтобы композиторов такого плана было больше. Они украшают наш мир. Музыка нас защищает, и музыка Хачатуряна в особенности. Адажио из балета «Спартак», «Вальс» из «Маскарада» – эта музыка никогда не умрет, будет принята любым поколением. Не говоря уже о «Танце с саблями». Люди должны знать о существовании такой национальной музыки, о выразителях национальной идеи народа. Если музыка заставляет плакать, значит это великая музыка. А от музыки Хачатуряна у меня нередко на глаза слезы наворачиваются…
[...]
Полная версия здесь.