
Новости и пресса
21 апреля 2023 Российская газета: Владимир Федосеев выступил с Симфоническим оркестром Мариинского театра
Российская газета: Владимир Федосеев выступил
с Симфоническим оркестром Мариинского театра
с Симфоническим оркестром Мариинского театра
Текст: Виктор Александров
Спустя 50 лет с момента своего театрального дебюта в Мариинке, народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев снова вернулся с концертом
в легендарный петербургский коллектив. Именно на сцене Театра оперы
и балета имени С. М. Кирова (ныне - Мариинского) прошло первое выступление Владимира Федосеева в качестве оперного дирижера.
в легендарный петербургский коллектив. Именно на сцене Театра оперы
и балета имени С. М. Кирова (ныне - Мариинского) прошло первое выступление Владимира Федосеева в качестве оперного дирижера.
В 1973 году под его управлением была представлена опера "Царская невеста" Николая Римского-Корсакова. В последний раз на сцену Мариинского театра Владимир Федосеев выходил со своим коллективом БСО им. Чайковского десять лет назад - в 2013 году на Международном музыкальном фестивале "Звезды белых ночей".
И снова в фокусе внимания маэстро русская музыка. Концерт завершила Четвертая симфония Петра Ильича Чайковского. Мудрая интерпретация Владимира Федосеева поразила необычайной искренностью и силой эмоционального воздействия. Дирижер достиг поистине грандиозных динамических кульминаций и естественности звучания. Потому так страстно, вдохновенно и вместе с тем простодушно-доверительно он вел симфоническое повествование как бы не от своего лица, а от лица композитора.
Владимир Иванович, возвращение в Мариинский театр стало для вас неожиданностью?
Владимир Федосеев: В моих мыслях всегда присутствовало желание когда-нибудь снова вернуться в Мариинский театр. Здесь замечательный
и работоспособный оркестр, вежливый и талантливый, в нем играют колоссальные музыканты, приятно музицировать, чувствуешь себя как
в родном доме. Без дисциплины и взаимного уважения друг к другу
и работоспособный оркестр, вежливый и талантливый, в нем играют колоссальные музыканты, приятно музицировать, чувствуешь себя как
в родном доме. Без дисциплины и взаимного уважения друг к другу
ни в одном из оркестров невозможно обойтись. Поэтому я особенно благодарен Валерию Гергиеву за это приглашение. Мы с ним очень давно знакомы, я прекрасно помню его становление как дирижера и восхищаюсь феноменальной работоспособностью и фанатичной любовью Валерия
к музыке. Он очень талантливый человек, не боится риска и всегда увлечен любимым делом, своей преданностью дирижерской профессии.
Выбор русской музыки для программы концерта был очевиден?
Владимир Федосеев: Ну, конечно. Я горжусь тем, что сам вышел из народа. Народная культура мне очень помогла. Я познал русскую мысль, русское творчество, русскую душу через народные песни. А этим мелосом пронизано едва ли не каждое произведение русской музыкальной культуры, в том числе бессмертные партитуры Рахманинова и Чайковского, к которым
я никогда не перестану обращаться.
Участие в программе концерта известной пианистки, заслуженной артистки России, солистки Московской государственной академической филармонии Екатерины Мечетиной придало выступлению глубоко личностный оттенок. Лирико-созерцательная манера игры в сочетании с монументальной фактурой в знаменитом Втором фортепианном концерте Сергея Рахманинова добавила немало красок и нюансов. Играть в тандеме
с Владимиром Федосеевым для Екатерины особое счастье и радость.
Екатерина Мечетина:
- Владимир Иванович Федосеев - наш патриарх дирижерского искусства.
к музыке. Он очень талантливый человек, не боится риска и всегда увлечен любимым делом, своей преданностью дирижерской профессии.
Выбор русской музыки для программы концерта был очевиден?
Владимир Федосеев: Ну, конечно. Я горжусь тем, что сам вышел из народа. Народная культура мне очень помогла. Я познал русскую мысль, русское творчество, русскую душу через народные песни. А этим мелосом пронизано едва ли не каждое произведение русской музыкальной культуры, в том числе бессмертные партитуры Рахманинова и Чайковского, к которым
я никогда не перестану обращаться.
Участие в программе концерта известной пианистки, заслуженной артистки России, солистки Московской государственной академической филармонии Екатерины Мечетиной придало выступлению глубоко личностный оттенок. Лирико-созерцательная манера игры в сочетании с монументальной фактурой в знаменитом Втором фортепианном концерте Сергея Рахманинова добавила немало красок и нюансов. Играть в тандеме
с Владимиром Федосеевым для Екатерины особое счастье и радость.
Екатерина Мечетина:
- Владимир Иванович Федосеев - наш патриарх дирижерского искусства.
Мне кажется, он уже сам по себе воплощает дух русской музыки. Разные бывают творческие импульсы между дирижером и солистом. Есть люди,
у которых можно всю жизнь учиться и узнавать каждый раз что-то новое.
В случае с Владимиром Федосеевым это именно так. Ты каждую секунду вслушиваешься и воспринимаешь его идеи, интегрируешься в них, здесь нет ничего, что следовало бы против музыки. И это самое ценное и главное.
С разными трактовками можно соглашаться и наоборот не принимать их,
С разными трактовками можно соглашаться и наоборот не принимать их,
но когда они одухотворены и напоены любовью к музыке с таким уважением играть, это просто счастье. Рахманинов - это музыка глубокого дыхания.
Чем шире душа у музыканта, тем больше он может позволить себе таких бесконечных вдохов и выдохов. Я уверена, что не только оркестр,
но и публика в этом ритме начинает слушать и дышать. И в этом, наверное, сокрыто самое удивительное чудо музыки Рахманинова. Сегодня
я дебютировала с оркестром Мариинского театра, коллективом невероятных тружеников. Больше всего меня вдохновляет открытость музыкантов
к новым мыслям, трактовкам и пожеланиям. Оркестр действительно очень чуткий и гибкий. Я наблюдала за тем, как музыканты следили за руками
я дебютировала с оркестром Мариинского театра, коллективом невероятных тружеников. Больше всего меня вдохновляет открытость музыкантов
к новым мыслям, трактовкам и пожеланиям. Оркестр действительно очень чуткий и гибкий. Я наблюдала за тем, как музыканты следили за руками
и дирижерскими флюидами маэстро Федосеева.