/

Новости и пресса

19 октября 2022 Независимая газета: Маэстро Владимир Федосеев отметил юбилей концертом в Московской консерватории
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА: МАЭСТРО ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ ОТМЕТИЛ ЮБИЛЕЙ КОНЦЕРТОМ В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Несущий пушкинское слово

Текст: Надежда Травина

Владимиру Ивановичу Федосееву – 90. Его имя не нуждается в особом представлении: некогда главный дирижер оперного театра Цюриха, Миланского симфонического оркестра имени Джузеппе Верди и приглашенный дирижер Токийского симфонического оркестра, Владимир Федосеев сегодня верен своему родному коллективу – Большому симфоническому оркестру имени Чайковского (БСО). А также своей стране, в которой признается в любви со сцены, русской музыке, традициям, оставаясь «последним из могикан» уходящей эпохи.

В честь юбилея маэстро в двух столичных залах – «Зарядье» и Большом зале Московской консерватории – прошли праздничные концерты. В «Зарядье» выступил Денис Мацуев, исполнивший на бис знаменитую сюиту «Время, вперед!» Свиридова, прозвучала мировая пьеса-посвящение Александра Чайковского «Вариации на тему FEDOSEEV», а сам юбиляр получил высокую награду из рук патриарха Кирилла – орден Славы и чести I cтепени.

Без поздравительных слов не обошлось и на концерте в Московской консерватории. Так, Владимир Иванович был удостоен Золотой медали Российской академии художеств, которую ему вручил академик Андрей Золотов, весьма точно назвав Федосеева музыкантом, «несущим пушкинское слово». На что именинник, обращаясь к переполненному залу, ответил пушкинской цитатой: «Я вас люблю. Люблю безмерно». Несмотря 
на возраст, маэстро по-прежнему встает за пульт БСО, лишь изредка отдавая бразды правления коллегам (в «Зарядье» второй половиной концерта дирижировал Денис Лотоев). В Большом зале Владимир Федосеев и его оркестр представили двухчасовую программу, в которой объединилась музыка крупнейших русских симфонистов – Чайковского, Рахманинова, Скрябина.

В одном из ранних опусов Скрябина, симфонической прелюдии «Мечты», БСО подчеркнул изысканные гармонические связи, «воздушную» фактуру и тембровые нюансы, свойственные мышлению молодого композитора, который еще не выработал свой, ни на кого не похожий музыкальный язык. Выбор этого сочинения символичен – что, как не мечтам о возвышении русского искусства, предавался выпускник аспирантуры Московской консерватории Владимир Федосеев в далекие 70-е. Большим подарком 
для юбиляра стало выступление Николая Луганского, с которым его связывает 30-летняя творческая дружба. Пианист исполнил Второй фортепианный концерт Рахманинова в своей излюбленной поэтичной манере, погружая 
в светлую рахманиновскую грусть, сквозящую в каждом звуке. И, конечно же, маэстро Федосеев не мог не включить в праздничную программу своего любимого композитора Чайковского – его Четвертую симфонию. Именно это сочинение стало первой крупной работой Федосеева-дирижера, которую ему доверил сам Евгений Мравинский. Спустя полвека оно прозвучало с таким же гигантским размахом, по-театральному драматично, как история, 
в финале которой, как утверждал композитор, «жить все-таки можно». 
И 90-летний дирижер был явно с ним согласен, трактуя тему финала 
«Во поле береза стояла» как победу над всеми испытаниями героя.